Каждое задание имеет коэффициент сложности. Этот коэффициент определяется не составителями теста, а абитуриентами. Если с заданием справились многие абитуриенты, у него низкий коэффициент сложности, и наоборот, высокий коэффициент сложности у заданий, которые удалось верно сделать лишь небольшому количеству абитуриентов.
Следовательно, у людей с равным количеством правильно выполненных заданий могут быть разные баллы. Если человек ошибся в простых заданиях, но правильно выполнил сложные, он получает больше баллов.
Например, в 2011 году задание B8 правильно выполнили лишь 10 % абитуриентов, значит, у этого задания коэффициент сложности 90 %. Это одно из самых «дорогих» заданий в тесте – за него насчитывается много баллов. Пока данных по прошлому (2012) году нет, но практика показывает, что результаты незначительно различаются по годам.
Задание B8 – определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Чтобы правильно сделать это задание, нужно не только хорошо знать, в чем разница между составным глагольным и составным именным сказуемыми и т.п., но и уметь определять, каким членом предложения является инфинитив. К примеру, в предложении «Катя хочет кататься на коньках» хочет кататься – это составное глагольное сказуемое (модальный глагол + инфинитив, которые относятся к одному лицу), а в предложении «Мама заставляет Катю учиться» учиться – дополнение: действие заставлять совершает мама, а учиться должна уже Катя. Таких тонкостей нужно знать много, поэтому с заданием мало кто справился.
Самым «дешевым» в 2011 году было задание A1 – на правила постановки мягкого знака (нужен ли мягкий знак в словах типа косточка или вертишься). С этим заданием справились более 65 % абитуриентов (коэффициент сложности – 34,26).
Это не значит, что сложность заданий последовательно возрастает от первого задания к последнему. «Дорогими», к примеру, были задания А14 на обособленные второстепенные члены (коэффициент сложности – 86,43) и A24 на морфемный состав слова (86,45).
В части «B» задания сложнее, чем в части «A»?
Нет. Cзаданиями B1, B2 и B6 справились почти 50 % абитуриентов. При этом в части А было немало заданий, которые правильно сделали только 20–25 % абитуриентов.
Засчитываются ли полуправильные ответы по русскому языку?
Да. В ЦТ по русскому языку засчитываются как полностью правильные, так и наполовину правильные ответы. Это касается только (!) заданий из части «A».
За правильный ответ абитуриент получает 100 % балла, за полуправильный – 20 %.
Полуправильными считаются задания, где отмечен один лишний ответ или не отмечен один нужный.
Примеры:
Ответы на задания из части «B» бывают только правильными или неправильными. Если в ответе из части «B» допущена хотя бы одна ошибка (например, вместо А1Б2В3Г4 написано А2Б2В3Г4), такой ответ считается полностью неправильным. То же самое касается ответов с орфографическими ошибками (например, неправильное суфиксальный вместо правильного суффиксальный).
Какие темы самые сложные?
Какие-то темы абитуриенты всегда знают хуже, а какие-то лучше.
Меньше всего сложностей вызывает тема «Фонетика и графика» (например, выбрать слово, в котором звуков больше, чем букв, – такими являются слова ёж или приятный). Эти задания правильно выполнили более 50 % абитуриентов.
Самыми сложными в 2011 году оказались общие вопросы о системе языка. Верные ответы на такие вопросы дали менее 20 % абитуриентов. Такие комплексные задания одновременно проверяют знания по разным разделам языкознания. У абитуриентов могут спросить, что такое архаизмы, от чего образуются производные предлоги, выражаются ли значения лица, числа и рода в прошедшем времени и т.п.
В таблице вы можете увидеть информацию по разным разделам школьного курса русского языка:
Тема |
Процент правильных ответов |
Общие сведения о системе языка |
19,4 |
Пунктуация |
20,19 |
Грамматика |
21,07 |
Культура речи |
26,02 |
Орфография |
40,07 |
Текст |
44,74 |
Лексика и фразеология |
44,81 |
Фонетика и графика |
54,55 |
На какие темы больше всего заданий в ЦТ по русскому языку?
Источник информации:
Централизованное тестирование. Русский язык. Анализ ошибок / Учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» Министерства образования Республики Беларусь. – Минск: Аверсэв, 2012. – 125 с.
Хотите узнать что-то еще? Напишите нам – и мы ответим.